Казахстан. Плато Устюрт, полуостров Мангышлак. 2009.   >
   Казахстан. День 12. Долина шаров. Мечеть Адай-Ата. Гора Шеркала.

Отчёт Сергея и Юлии (организаторов поездки) :

День двенадцатый – 20 мая

Утром прибрали за собой, погрузились в машины и отправились в последний раз ко все еще неспокойному морю. Мы хотели увидеть тюленей. Но на пирсе нефтяной компании, где Максим видел каспийского тюленя, нам не повезло. Кроме моря мы ничего не сняли. Оставив Каспий позади, ушли грейдером в направлении Таучика. Не доехав до него, свернули в живописное ущелье с соленой рекой. Пересекли несколько неглубоких бродов и оказались среди меловых уступов. Один берег река подмыла так, что образовала нависающий карниз, далеко выдающийся от основной стены. Думали загнать туда машину для фотографии, но вовремя решили этого не делать. Под песчаным дном оказался слой ила, в который провалилась одна из участниц поездки. На помощь к ней поспешил Олег, плескающийся и фотографирующийся неподалеку. После ущелья мы вернулись на грейдер и, подрезав трассу на полуостров Бузачи, ушли в направлении Мостовой гигантов или, как ее еще называют – Долины шаров. Увидев первые выходы шаровых конкреций, наш экипаж отправился фотографировать эти образования и снова отстал от группы, которая уехала к самым большим и многочисленным шарам, где и дожидалась нас. Шары разные в диаметре: от огромных, выше человеческого роста, до футбольного мяча. Один из таких «футбольных мячей» мы привезли домой. Некоторые из них напоминают черепаху, некоторые огрызок от яблока. Затем, долиной между гор, мы уехали на серпантин между поселками Шайыр и Жынгылды. Серпантин очень крутой и вырублен частично в скалах. О них мы хорошо поцарапали и порезали МТ-протектор шин, вообще резине хорошо досталось в этой поездке. В перевальной точке пообедали и, по пути в Шетпе, заглянули на гору Отпан-Тау, на которой располагается мечеть и музей Адай-Ата. На вершине горы стоит памятник с белоснежными стенами и золотыми пиками, а также фигурой волка, видимо, символом адайского рода казахов, живущих здесь. В Шетпе купили хлеба, бензин у нас оставался еще с Актау. Впереди последние достопримечательности маршрута – гора Шеркала и долина замков, к ним мы и поехали. Шеркала (Лев-гора) – огромный массив, стоящий в долине гор Мангистау обособлено. С одной стороны гора напоминает шатер, в профиль – льва. В горе есть древние пещеры. Рядом с горой древний некрополь. Обходя гору с востока, встретили отчаянного путешественника из Германии – Мартина. Он уже три недели колесил по Казахстану на Лэнд Крузере, фотографируя архитектуру. Мы были удивлены, как человек, совсем не знающий местных языков, отважился на такую поездку в одиночку. А впереди в его планах значилась автономная поездка на исчезающий Арал! Простившись с немцем, как окажется, ненадолго, мы посетили малоинтересные развалины крепости Кызыл-Кала, на раскопках которых работали угрюмые молчаливые археологи. После Кызыл-Калы мы ушли в долину замков искать ночлег. Долина замков – такие же обособленные огромные горы-останцы, как и Шеркала. С виду они напоминают замки со стенами и башнями. Невероятный вид. Покрутившись вокруг да около замков, мы устроились на ночлег посреди долины, чтобы лучше видеть на их стенах потухающий день. Вечер удался – ветер стих и стало тепло. Уже в сумерках далеко в долине проехал знакомый нам Лэнд Крузер и растворился в темноте, погасив фары. А мы разошлись по своим палаткам. Последняя ночевка на маршруте – впереди дорога домой.